Armis-m.ru

Женский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Арт терапия для похудения

Арт-терапия, как это работает?

Арт-терапия, как это работает?

Отличительной особенностью арт-терапии является ее мягкость и НЕ соприкосновение с травмирующими переживаниями. Вся работа происходит через яркие метафорические образы, которые в процессе работы, под руководством специалиста, прорабатываются и трансформируются до необходимого состояния.

Арт-терапия, как это работает?

Уникальность арт-терапевтического метода заключается в том, что качественные изменения в жизни человека и его самочувствии наступают благодаря творческому процессу самому по себе. Человек знакомится со своими, порой, скрытыми чувствами и желаниями. Прорабатывает их путем естественного проживания, реального действия, тем самым завершая процессы давая появиться в себе чему-то новому. Арт-терапия дает материальные подтверждения абстрактным процессам, которые невозможно увидеть другими способами.

Почему так важно, встретиться и проработать свои «законсервированные» переживания?

Чувства, которые мы носим в себе, но не проживаем, имеют свойство становиться токсичными в прямом смысле этого слова и доводить наше физиологическое состояние (не говоря уже о психологическом) вплоть до иммунных и гормональных изменений. В природе ничто не терпит застоя. И наши эмоции не исключение. В качестве примера можно привести застоявшуюся воду, которая со временем начинает «пахнуть». И чем дольше мы будем сохранять этот процесс, тем больше это будет приносить нам реальное ощущение дискомфорта, неудовлетворенности и нервозности вплоть до несвойственного нашей природе поведения. И самое страшное и коварное в этом заключается то, что окружающие и мы сами начинаем считать такое состояние за наше качество, а не что-то инородное с которым необходимо расстаться.

Основные проблемы, которые помогает решить арт-терапия:

  • Прожить эмоции, докопаться до истинных чувств и мыслей;
  • Диагностировать психологические проблемы;
  • В приемлемой форме выпустить агрессию и негативные эмоции;
  • Облегчить процесс коммуникации
  • Повысить самооценку
  • Научиться работать с собственным внутренним состоянием
  • Справиться со страхами и тревожностью
  • Проработать психосоматические проблемы
  • Освоить новые, более конструктивные модели поведения
  • Получить удовольствие от самовыражения

Как это чувствует ребенок?

Ребенок находится в ситуации игры и творения. Он не испытывает неловкости, скованности и стеснения. Ребенок чувствует себя легко потому, что специалист не оценивает красоту и эстетику его творения. Важно то, что нарисовано, а не как это красиво сделано. Детям легче передавать свой внутренний мир через рисунки, лепку, музыку, песочные творения. Для них ощущение, что «я» что-то сделал, воздействовал на мир и внес в него что-то важное и значимое, – ценная обратная связь.

Кому это нужно?

Детям, которые испытывают сложности в регуляции и выражении своих чувств, сложности в переключении эмоций. Детям с различными нарушениями в развитии (СДВГ, ДЦП, аутизм, синдром дауна и т.д.).

Эстетика процесса

Отличительной особенностью арт-терапии является ее мягкость и НЕ соприкосновение с травмирующими переживаниями. Вся работа происходит через яркие метафорические образы, которые в процессе работы, под руководством специалиста, прорабатываются и трансформируются до необходимого состояния. В этом и заключается экологичность метода психологической работы.

Используемые материалы и техники:

Изотерапия – работа при помощи средств рисования,изобразительного искусства. Материалы для такой терапии – бумага,кисти, краски, фломастеры, реже – карандаши, ручки, мелки.

Песочная терапия – занятия с использованием специально организованной песочницы. Кроме непосредственно ящика с песком, в терапии используются маленькие фигурки, природные материалы и прочее.

Библиотерапия – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения.

Сказкотерапия – воздействие с помощью терапевтической метафоры. Клиенты изучают готовые сказки, проигрывают их, меняютначало или окончание, пишут свои сказки.

Музыкотерапия – занятия с помощью прослушивания музыки,создания собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах.

Тканевая терапия – работа с тканями.

Цветотерапия – использование для терапии разных цветовых сочетаний и образов.

Куклотерапия – подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов.

Мандалотерапия – занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разныхматериалов.

Фототерапия – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними.

МАК – занятия при помощи работы с метафорическими ассоциативными картами.

Тестопластика – терапию с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы.

Коллажирование – проработка проблемы и наполнение ресурсами с помощью создания коллажей.

Кинотерапия – терапия при помощи кинофильмов и роликов, мультфильмов.

Танцевально-двигательная терапия – работа с танцем.

Арт-терапия

Термин «арт-терапия» дословно переводится как терапия искусством. Это отдельное психотерапевтическое направление с применением готовых предметов искусства или привлечением к творчеству самого клиента.

Использование приемов данного направления позволяет:

  • гармонизировать психическое состояние человека;
  • провести психологическую диагностику личности клиента (определение качеств характера человека, структуры его личности, уровня понимания им своей проблемы, защитных механизмов личности, уровня тревожности, агрессивности и т.д.);
  • проработать недоступные на сознательном уровне чувства и эмоции.

Первые упоминания об арт-терапии встречаются у художника Адриана Хилла, который работал в тубсанаториях. Он заметил благоприятное воздействие искусства на состояние пациентов. Далее эти методы использовались для реабилитации выживших в концентрационных лагерях.

Теоретическая база и обоснования были созданы Юнгом и Фрейдом, где главная мысль сводилась к тому, что рисунок и любое иное творчество человека выражает его подсознательные мотивы и стремления.

Проводит арт-терапевтические сеансы психолог или психотерапевт. Он может использовать техники или элементы арт-терапии без дополнительной подготовки (основы арт-терапии преподаются каждому специалисту в ВУЗе). Но если психолог работает по узкой специализации, желательно иметь соответствующую сертификацию (но это необязательно). Также любой психолог может разработать свой собственный авторский метод и использовать его в терапии.

Занятия могут иметь как групповой, так и индивидуальный характер. В зависимости от темы запроса клиента определяется не только форма работы, но также соответствующие методы и количество занятий.

Арт-терапия дает огромные возможности для психодиагностики. И хоть посредством этих методик невозможно оценить характеристики личности в цифрах или баллах, зато есть возможность отследить изменение состояния человека в процессе, определить наличие тех или иных проблем, выявить тревожность или, наоборот, инфантильность и т.д. Часто человек сам не осознает свои проблемы, но психолог это замечает по продуктам его творения.

Читать еще:  Арбуз для похудения быстро

Первичная консультация психолога длится 60 минут, в процессе нее заключается психотерапевтический контракт, оговариваются методики работы, количество сессий, задачи терапии. В среднем курс психотерапии занимает 6-10 встреч. Для каждого он назначается индивидуально с учетом готовности клиента, его состояния и пожеланий.

Виды арт-терапии

Арт-терапия для детей и взрослых является универсальным методом работы с возникшими вопросами или проблемами. В зависимости от предпочтений и склонностей, человек может выбрать тот ее вид, который нравится больше всего.

Видовое разнообразие ограничивается исключительно направлениями искусства:

  • классическая арт-терапия – подразумевает использование рисуночных техник, создания коллажей;
  • музыкотерапия, фото и фильмотерапия – используются готовые продукты творчества, после прослушивания или просмотра которых открывается дискуссия, или же человеку предоставляют возможность самостоятельно переработать материал;
  • драматерапия и танцедвигательная терапия – выражение проблемной ситуации через театральную постановку или танец, причем в качестве исполнителя может быть как клиент, так и назначенный заместитель;
  • библиотерапия и сказкотерапия – подразумевают глубокий анализ готовых произведений, а также сочинение собственных;
  • песочная терапия и глинотерапия (при желании заменяется пластилином) — похожи по технике с рисованием, только образы получаются объемными, что открывает больше пространства для манипуляций и преобразований.

Поскольку арт-терапия находится на стыке психологии и всех видов искусств, невозможно ограничиться только знанием чего-то одного. Для полноценной реализации используются методы:

  • психоанализа и архетипической проработки;
  • семейных расстановок;
  • гештальта и пр.

Главным в арт-терапии является не столько концепция, в рамках которой она используется, сколько искусство как ключ к познанию своего внутреннего мира и его преобразования через контакт с творчеством.

Методы арт-терапии

По своей направленности методы арт-терапии разделяются на:

  • активные – творческое создание чего-то нового;
  • пассивные – восприятие и переработка существующих произведений искусства.

Невозможно заранее определить, какой из подходов окажется более действенным для конкретного человека. Даже считая, что активное участие в преобразовании жизни является более быстрым путем к переменам, иногда простое созерцание цвета дает большие результаты.

Коррекция арт-терапией

Приемы данного направления могут применяться для детей с 4-летнего возраста. Сама методика является максимально экологичной, не травмирует внутреннее пространство личности, а направлена на наполнение и использование внутренних ресурсов.

Упражнения арт-терапии корректируют следующие проблемы:

  • состояние стресса;
  • депрессивные расстройства и тревожные состояния;
  • последствия психотравматического опыта;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • межличностные конфликты и непонимание;
  • трудности самооценки и самоотношения;
  • сложные семейные и детско-родительские отношения;
  • психосоматические заболевания;
  • страхи и фобии.

Также к методике прибегают при коррекции таких проблем у детей и подростков, как:

  • истерики;
  • агрессивность;
  • тревожность;
  • энурез;
  • заикание;
  • нарушение адаптации в детском саду или в школе;
  • нежелание учиться;
  • нарушение сна;
  • трудность общения со сверстниками.

Метод арт-терапии подходит для работы с состояниями и переживаниями, которые человеку трудно описать вербально. В такие моменты появляется возможность выпустить скопившееся внутреннее напряжение через обозначения цветом, формой, движением или звуком. Кроме того, ассоциативные механизмы и творческая направленность помогают не оголять душу полностью и сразу – это мир образов, смыслов и тонких архетипических ассоциаций.

Все сеансы под руководством опытных специалистов центра Ember проходят в приятной атмосфере. Даже самые тяжелые переживания благодаря уникальности данного направления проходят в мягкой форме и быстро возвращают человека в ресурсное состояние.

Если вас интересует арт-терапия, запишитесь к психологу по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Арт-терапия и современные направления терапии искусствами в психологической практике

Освойте арт-терапию — востребованный и экологичный метод психотерапии

Продолжительность: 560 ч/6 мес.

Старт: 08 сентября 2021 года

Арт-терапия — одно из наиболее популярных, востребованных и универсальных направлений практической психологии, консультирования и психотерапии.

Арт-терапевт использует различных виды творчества и искусств для бережной помощи клиентам. Для многих людей арт-терапия эффективнее, чем классические вербальные методы. Творческий процесс помогает мягко обойти тревогу и сопротивление клиентов.

Арт-терапия и терапия искусством позволяет работать с чувствами и эмоциями, что является базисом любой терапии. Арт-терапию можно использовать как для самопознания и самовыражения клиентов в легком и ресурсном формате, так и для работы со сложными, глубинными запросами, травматичными темами и тяжелыми проблемами.

Для практикующих психологов программа станет выходом на новый уровень: позволит привлечь новых клиентов и работать с ними в экологичном и мягком формате. Для начинающих специалистов арт-терапия удобна тем, что творческий процесс и созданный арт-объект будут опорой для сессии и разговора. Фокусом обсуждения является не клиент и его проблема, а его творение, созданное с помощью искусства. Это помогает задействовать глубинный потенциал бессознательного, проявляющегося на языке метафор и образов.

Арт-терапию можно использовать с широким кругом запросов и клиентов — как с маленькими детьми, так и с организациями и большими сообществами.

На программе вы освоите не только базовые техники арт-терапии и смежных направлений (изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и др.), но и современные инновационные подходы (ландшафтная арт-терапия, эко-арт-терапия, фототерапия, соул-коллаж и др.).

На отдельной дисциплине изучите интермодальную терапию искусствами (expressive arts therapy) — набирающее популярность направление, позволяющее совмещать несколько видов искусств в рамках одной сессии, опираясь на мультимодальность сознания.

Для всех направлений вы получите подробное описание техник. Узнаете, как подготовить и заинтересовать клиента исследованием с помощью творчества, как быть с ним в процессе, как помочь выявить внутренние вопросы и скрытые смыслы, как обсудить его опыт. Научитесь экологично завершать процесс и помогать клиентам интегрировать полученный опыт в жизнь.

Вы не только освоите арт-терапевтические техники, но и прочувствуете их на себе со стороны клиента.

Читать еще:  Апельсин перед сном для похудения

По программе можно обучаться с психологическим образованием. Если вы интересуетесь арт-терапией, но у вас нет психологического образования, для вас разработана другая программа с базовой психологической подготовкой.

Арт терапия


Арт-терапия: что это за метод

Под арт-терапией подразумевается психотерапевтическая методика, позволяющая лечить расстройства психики с помощью искусства и творчества.

Многие рассматривают это понятие слишком узко, имея в виду лишь изобразительное творчество. На самом деле круг средства арт-терапии гораздо шире.

Арт-терапия, если можно так выразиться, возникла своевременно. Основателем ее считается британский художник Адриан Хилл. Во второй половине 30-х годов прошлого века он занимался в санаториях с людьми, больными туберкулезом. Вскоре наработанная им методика распространилась и в других странах: в Америке ее использовали для реабилитации малолетних узников фашистских концлагерей. Кстати, элементы арт-терапии применялись жертвами и в самих лагерях: в пример можно привести Терезинский лагерь с его активной культурной деятельность, удивившей и поразившей впоследствии весь мир. Именно творчество позволило людям выжить и сохранить психику в жесточайших условиях концентрационного лагеря.

Вначале последователи арт-терапии брали за основу наработки Фрейда и Юнга. Каждый вид человеческой деятельности, включая творческий процесс, они рассматривали как результат работы подсознания. Поэтому продукт этого творчества (произведение искусства) может рассказать об имеющихся психических отклонениях и помочь в их излечении.

Психоаналитики считают, что человеческое сознание крайне нуждается в самовыражении. Поэтому предметом изображения всегда являются темы, наиболее актуальные для человека на текущий момент. Чувства, эмоции, желания и стремления проявляются в виде символов – в первую очередь зрительных образов. Именно визуальные виды искусства первые поклонники психоанализа наделяли первостепенной ролью. Возможно, они ценили наглядность отражения психических процессов. Но музыка, танец, литературное творчество выявляют внутреннее состояние человека не менее, а часто и более полно, чем рисование.

По мнению сторонников психоанализа, принцип действия арт-терапии основан на так называемой сублимации. Сублимация – это защитный механизм сознания, подразумевающий избавление от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций через творческую или иную социально одобряемую деятельность. Автор термина «сублимация», Зигмунд Фрейд, считал эту возможность чрезвычайно полезной для трансформации негативных качеств человека в позитивные.

Сегодня под сублимацией понимается гораздо более широкое поле деятельности: наука, предпринимательство, политика, медицина и т.д. К примеру, склонность к издевательствам и жестокости возможно сублимировать, если заниматься хирургией. Но все-таки творчество и деятельность в сфере искусства психотерапевты продолжают рассматривать как определяющие направления.

Одной из задач арт-терапии является воспитание у пациента стремления к самоанализу, самовыражению и самопознанию. Если такое стремление развить удается, психическая жизнь человека обретает гармонию. Другие задачи арт-терапии: социализировать человека, способствовать коммуникации, поднимать самооценку, развивать лучшие личностные качества. Также посредством этого метода можно снять страхи, справиться с фобиями и закомплексованностью. Кроме того, человек приобретает навык адекватно, не выходя за «рамки», выражать негативные эмоции: недовольство, обиду, агрессию.

Арт-терапия –это скорее увлекательные занятия, нежели психотерапевтическая терапия. Именно это притягивает к ней людей.

Необходимо заметить, что арт-терапия не акцентирует внимание на наличии у человека способностей или таланта к творчеству. Этому не придается никакого значения. Главное – возможность выразить свой внутренний мир. От пациентов вовсе не требуется после курса занятий связывать свою дальнейшую жизнь с живописью, музыкой или скульптурой. Методика направлена в основном на работу с детьми, подростками с проблемами в общении, пожилыми людьми, инвалидами.

Иногда арт-терапия способна на большее, чем просто приведение в норму психического состояния человека. Сторонники теории Юнга полагают, что у каждого человека имеется свой жизненный миф, то есть история развития личности. Ее можно распознать по определенным символам, выявляющихся в процессе творческой деятельности. Причем на этот миф можно влиять, корректируя таким образом внутреннее состояние пациента.

Кому полезны занятия арт-терапией

Арт-терапия показана при стрессовых состоянии, чувстве одиночества или неудовлетворенности жизнью, сложных отношениях в семье, заниженной самооценке, наличии страхов, фобий или гнетущего ощущения тревоги.

Но методика полезна всем, а не только людям, страдающих психологическими проблемами. Человеческая психика – материя тонкая и уязвимая, и профилактика никогда не будет лишней.

Методы арт-терапии

Первоначально поклонники данной теории были сосредоточены только на изобразительном творчестве. Пациенты рисовали красками или карандашами. Психологической составляющей других видов искусства уделялось второстепенное внимание. Сегодня сфера арт-терапии – это практически все виды творческой деятельности:

  • скульптурная лепка;
  • хореография;
  • музыка;
  • фотография;
  • литературное сочинительство и творческая интерпретация произведений (сказкотерапия, библиотерапия);
  • кукольный театр;
  • создание композиций из песка.

Кое-какие методы (например, песочная терапия) в России кажутся не совсем обычными. Зато в Европе подобные варианты очень популярны. Основные «орудия» творчества – песок, вода и маленькие фигурки. Пациентам нравится простота этого вида терапии, неограниченные возможности фантазирования при создании образов, легкость их разрушения и восстановления. Работа с песком схожа с неким ритуалом и имеет философское начало. Песок и вода выступают в роли «текучих», естественных природных сил, а рукотворные фигурки – в роли сил стабильных, долговечных. Вся картина в целом символизирует одновременное присутствие в жизни временного и вечного, истинного и ложного.

Главным объектом арт-терапии являются зрительные образы, ведь воспринимать мир визуально любой человек начинает с самого рождения, не умея еще ни разговаривать, ни читать.

Музыкальная терапия – объединяет ряд методов, предполагающих как пассивное прослушивание музыкальных произведений, так активное участие: игру на музыкальных инструментах, вокал. Одним из действенных методов музыкальной терапии является позаимствованное у Японии караоке. Большинство людей используют музыку именно как психотерапевтическое средство, для обретения душевной гармонии.

Ландшафтная терапия – также не относится к обычным видам. Создание художественных и скульптурных композиций происходит на лоне природы, под впечатлением от красоты окружающего ландшафта. При этом все арт-композиции создаются из природного материала. В принципе, человечество с древнейших времен ценило природу как самого талантливого целителя.

Читать еще:  Аптечные средства для обертывания для похудения

Рисование жестами – пожалуй, самый экзотичный вид арт-терапии. Автор методики – шотландский психолог Беверли О , Корт. Основана она на контактировании человека со своим телом.

Самый привычный для человечества способ обмена информацией – вербальный, то есть словесный. Но не все чувства и эмоции можно выразить таким способом. Поэтому люди стремятся выразить свой внутренний мир средствами искусства. Ни речевое, ни даже телепатическое общение не способны в полной мере справиться с этим. Особенно это касается людей с психическими проблемами, у которых часто возникают затруднения в общении и самовыражении. Поэтому психотерапевты ищут нетривиальные пути «извлечения» нужной им информации из сознания пациента. Выразив средствами искусства то, что невозможно выразить более привычными способами, пациент получает шанс справиться со своими психологическими проблемами.

Как проходят занятия

Арт-терапия – это метод, имеющий достаточно много вариаций. Заниматься можно индивидуально либо в составе группы. Кроме того, занятия могут быть самостоятельными, не требующими обязательного участия специалиста. Если для достижения терапевтического результата хватает творческого момента как такового, то самостоятельная работа вполне оправдана. Для таких случаев разработано много методических пособий.

К примеру, человек может изобразить собственное настроение. Это может быть как абстракция, так и вполне реальный предмет, а также человек или животное. Главное, чтобы на рисунке были отображены актуальные эмоции. Когда рисунок готов, человек должен рассмотреть его детально, почувствовать, насколько комфортно представлять себя находящимся внутри изображения. Если возникает ощущение дискомфорта, рисунок можно поправить, видоизменить: удалить некоторые элементы, закрасив или даже отрезав их, пририсовать что-то новое. Чтобы избавиться от какого-то страха или фобии, можно изобразить (или слепить) монстра, и, выразив словесно свое мнение по поводу его «персоны», переделать монстра в более симпатичный и позитивный персонаж.

На коллективных занятиях группа создает общий рисунок, композицию или сочиняет историю, сказку. Иногда устраивается чтение вслух литературного произведения, инсценировка какого-либо отрывка.

Как правило, коллективные (и большая часть индивидуальных) занятия проходят под руководством и при непосредственном участии арт-терапевта. Специалист не только организует мероприятие, но и следит за состоянием каждого члена группы, анализирует его изменения. Профессиональной арт-терапией могут заниматься люди творческих профессий, в основном это художники. Именно люди искусства как никто другой понимают значение творческого момента в гармонизации психических процессов. Зачастую в роли арт-терапевтов выступают психологи или медики-психиатры. В наше время арт-терапевты содержатся в штате многих психиатрических лечебниц, оказывая существенную помощь пациентам.

Важно понимать, что арт-терапия – это длительный курс, рассчитанный на несколько месяцев или даже лет. Несмотря на это, пациенты не стремятся пройти его как можно быстрее: арт-терапия доставляет людям настоящее удовольствие. Данная методика исключает любое напряжение, а, напротив, предполагает полное расслабление. Только максимально раскрепостившись, человек может по-настоящему выразить свое внутреннее состояние. И вот здесь мы подходим к важному нюансу: пациент не должен быть профессионально связан с тем видом творческой деятельности, которым он станет заниматься на сеансах арт-терапии. Любой профессионал вместо выражения собственных эмоций и внутренних порывов начнет акцентировать внимание на качестве создаваемого произведения, и самораскрытия не получится. Итак, художник на таких занятиях будет, допустим, танцевать, а танцор – лепить скульптурную композицию.

Детская арт-терапия

Арт-терапия очень полезна для детей дошкольного возраста. Мышление маленьких детей развивается активнее, чем в любом другом возрасте. Ребенок знакомится с самыми разными видами творческой деятельности, и происходит это в основном процессе игры. Дети – большие фантазеры, и для них больше всего подходит терапия сказкой.

Арт-терапия для людей в возрасте и пожилых

Не только дети остро нуждаются в этом интересном методе коррекции психического состояния. Взрослым самовыражение порой даже более необходимо. Возраст, социальное положение, образование, жизненный опыт и умственные возможности тут не играют никакой роли: показать миру свое глубинное «я» хочется каждому.

Сегодня арт-терапия для взрослых людей имеет в своем «арсенале» самые разнообразные методы и формы, намного более прогрессивные, чем раньше. Примером может служить такая новинка, как фототерапия.

Пациент, участвующий в занятиях фототерапией, работает с фотографиями уже существующими либо сделанными им самостоятельно. Здесь можно применять компьютерные программы, например, тот же «Фотошоп». Некоторые люди избегают разглядывать свои изображения на снимках и даже в зеркало смотрятся лишь в случае крайней необходимости. Другие, напротив, уделяют качеству своих изображений чрезмерно большое внимание. И те, и другие имеют недостаточную самооценку и сниженную коммуникативность. Когда специалист рассматривает сделанные или обработанные пациентом фото, он понимает суть психологических проблем данного человека и составляет для себя представление об общих чертах его личности.

Пожилые люди и старики нередко имеют возрастные нарушения психологического характера, а также снижение умственных возможностей. Поэтому арт-терапия способна оказать им существенную помощь. Слабоумие людей преклонных лет (старческая деменция), к сожалению, встречается не так уж редко и значительно снижает качество жизни пожилых. В настоящее время медицина еще не знает способов полностью избавить человечество от этой проблемы, однако замедлить развитие деменции можно. Чтобы это стало реальным, мозг пожилого человека должен постоянно находиться в активном состоянии, то есть развиваться. И здесь именно арт-терапия может оказать неоценимую помощь.

Исследования 2014 года полностью подтвердили теорию о зависимости умственного здоровья пожилых людей от степени активности их умственной деятельности. Ученые из Германии работали с группой людей от 63 до 72 лет. Суть заключалась в занятии творческими видами деятельности, посещении выставок и художественных галерей, прослушивании лекций о различных видах искусства. По окончании эксперимента люди из этой группы прошли процедуру исследования мозга на МРТ. Выяснилось, что у всех участников произошло значительное улучшение качества связей между системами нейронов и возросла психологическая устойчивость.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector